История интимных отношений

-

Любовь и отношения в древней Руси

Появление Руси

древняя Русь карта
Открыть карту в новой вкладке

Это статья о быте, религии, а также семейной и интимной жизни народов, проживающих на территории древней Руси в первом тысячелетии нашей эры. Заселение территории от Дуная до Оки древними славянами началось в третьем веке нашей эры. Славяне жили родовым строем. Каждый род состоял из десятка или более семей, численностью от 60 до 500 человек и жил обособленно в своём городе, огороженном частоколом. Такие городища строили обычно на возвышенности в месте слияния рек и окапывали по периметру для защиты от набегов кочевников. Стада домашних животных, амбары с зерном и другие богатства составляли общую родовую собственность.

городище славян

Но распределение осуществлялось главой рода, у которого в подчинении была своя дружина. Союз из нескольких родовых городищ составлял племя, а территория между городищами территорией племени. Со временем увеличивающее население расселялось всё дальше и дальше на восток и север. К 800 году была образована древняя Русь. За половину тысячелетия население разделилось на племена полян, древлян, кривичей, вятичей, словен, северян и менее известных других, у которых были свои отличия: строй и иерархия, быт и обряды, ремёсла и законы. Объединяли более десятка славянских родов общий язык и языческие боги.

Боги древней Руси

боги древних славян

Бог Перун
Бог Перун являлся главным богом славян. Это бог, низвергающий на землю гром и молнии. Этот бог покровительствовал сильным мира сего. Старшины родов, а впоследствии князья и бояре почитали Перуна и приносили ему дары. В честь его делались жертвоприношения животных. Воины, идя в бой, просили Перуна в помощи для победы над врагами. После победы выживших и несломленных врагов обезглавливали, принося в жертву великому богу.
Мать сыра земля
Очень почиталась славянскими племенами Мать сыра земля. Древние Русичи считали землю своей прародительницей. Они олицетворяли её как живой и разумный организм. Плохие урожаи объяснялись гневом богини на её непослушных детей. Славяне истинно верили в силу и добродетель земли-кормилицы. Два раза в год все племена славян устраивали большие праздники в честь земли Матери. В весенний праздник люди молили мать сыру землю о богатом будущем урожае, а в конце сентября устраивали игрища, отмечая день рождения богини, подарившей новую пищу для последующей морозной зимы.
Велес
Древние славяне почитали бога Велеса как бога мира и мудрости. Велес покровительствовал волхвам, сказителям, поэтам и торговцам, которые приносили ему в жертву монеты и еду. Крестьяне молили бога Велеса, чтобы он оберегал домашних животных, а охотники делали жертвоприношение во славу удачной охоты. На свадьбах ведуны и волхвы обращались к Велесу для "регистрации брака".
Дажьбог
Одним из самых почитаемых богов в древней Руси был Дажьбог. Это бог, покровительствующий семье и детям. Ему молились и приносили дары для поиска идеального супруга, благословения брака, рождения здорового ребёнка, долгой и счастливой жизни. Некоторые племена считали Дажьбога сыном Перуна и матери сыры земли и перенявшим у родителей некоторые силы.
Мокош
Богиня Мокош считалась покровительницей ремёсел, а особенно ей поклонялись швеи и ткачи. В пятницу нельзя было заниматься работой, чтобы не прогневать богиню. В качестве наказания Мокош могла навести проклятие на семью "нечестивой мастерицы". Славяне свято верили в силу богини и совершали обряды с жертвоприношениями мелких животных для ублажения Мокоши.
Стрибог
Бог атмосферы. Ему подчиняется ветер и дождь, снег и град. Славяне весной приносили жертвы Стрибогу, чтобы он не испортил урожай. Воины подносили дары, прося Стрибога о попутном ветре для путешествий на ладьях или для более далёкого полёта стрел в бою.
Симаргл
Животное, представляющее собой помесь собаки и птицы. Симаргл верно служил Перуну и помогал ему отправлять умерших в царство мёртвых. Древние Русичи упоминали Симаргла при посеве семян хлеба и ржи. Считалось, что бог будет охранять всходы от вредителей, тем самым обеспечив хороший урожай.

Также у славян было много мелких сверхъестественных существ: леший, домовой, кикимора, русалка, упырь, бес, баба яга и другие, известные нам по сказкам и былинам

Любовь и обычаи племён на Руси

любовь в древней руси

Поляне
Поляне являются самым развитым племенем древней Руси. Племя было названо потому, что территория, на которой располагались городища племени, стояли на равнинах (в полях). Основным ремеслом полян являлось земледелие. По древним Греческим книгам известно, что ещё во втором веке поляне торговали пшеницей и рожью с Греческими купцами. В обмен на хлеб поляне охотно покупали оружие и металл. Этим объясняется превосходство полян над остальными славянскими племенами. Браки у полян заключались только по любви за исключением молодёжи из богатых и знатных родов. Там на первый план выходила выгода от заключения союза.
Поскольку поляне были очень набожными людьми, то до свадьбы были строго запрещены сексуальные отношения. Девушка, позволявшая себе некоторые вольности (поцелуи и ласки) считалась распутной и могла остаться без мужа на долгие годы. Отношения в семье строились на взаимном уважении (Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверьями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают... -летописец Нестор)
У мужа была только одна жена вне зависимости от положения и власти.
Древляне
Городища и сёла древлян располагались в лесах (древо). Древляне описываются Нестором как дикий народ, не знающий стыда. Конечно, летописец высказывал предвзятое мнение, но не лишённое слов правды. Древляне, как и поляне жили в сёлах и городищах. Сельское хозяйство было развито слабо, однако охотниками они были отменными. Хорошо было развито животноводство. Воинственный характер древлян был хорошо известен остальным славянским племенам и проезд через их земли был опасным. Убийство чужеземцев считалось не за грех, а за честь. Насилие же считалось не более, чем приключением. Часто отряды воинов нападали на западных и северных соседей, совершая разбои и захватывая рабов.
Любовные отношения древлян строились на доминировании мужского пола. Семьи в современном виде не существовало. Мужчина древлянин мог иметь столько жен, сколько мог прокормить. Причем он не спрашивал согласия девушки, когда похищал её из родного дома. Но не всё было так плохо. Каждый год в городищах устраивали празднества в честь богов. На праздниках обязательно устраивали кулачные бои и водили хороводы.
В племени древлян было узаконено князем рабство. В греческом эпосе есть несколько слов о древлянах, которые продавали меха и рабов.
Радимичи, Уличи, Вятичи, Северяне, Кривичи, Словене
Территория этих племён находится на современной территории России и Русскоговорящем востоке Украины. Общие боги, язык и обычаи этих племён говорят о близком родстве востока и севера древней Руси. Именно из этих земель появились великие русские богатыри Илья Муромец (из северян) и Алёша Попович (из уличей).
Это был миро и трудолюбивый народ. Кроме вышеупомянутых богов у восточных и северных славян славился недоброй славой гневный бог Хорс. Хазары и татары у славян считались злыми детьми бога Хорса. Они совершали опустошительные набеги на славянские племена, забирали в рабство сильных юношей и девушек. Всех несогласных прилюдно убивали для устрашения. Вплоть до конца тысячелетия славянам приходилось платить дань восточным соседям во избежание набегов.
Хорс также считался богом, олицетворяющем солнце. Каждую осень Русичи приносили ему жертвы для благосклонности последнего.
Хотя Нестор в повести временных лет охарактеризовал восточные и северные племена как дикарей, по данным археологических раскопок было ясно, что культура их была на высоте. Разгула разврата и свободной любви не было. Было же наоборот много красивых обычаев и религиозных празднеств:
- При рождении ребёнка отец устраивал праздник, на который приглашались все родственники и волхвы. Праздник обильно приправлялся мёдом и пивом. Каждый родственник обязан был пожелать младенцу здоровья и счастья, а волхвы и колдуны приносили в жертву мелких животных для благосклонности богов к "чаду".
- Во время игрищ (игрища проводились несколько раз в год по праздникам, обычно посвящённых Матери сыре земле или Дажьбогу. Между селищами или городищами устраивались соревнования в меткости стрельбы, удалецкой силе и ловкости) старейшины и князи выбирали самого лучшего юношу по результатам игрищ и предлагали ему на выбор девушку. Как правило у девушек считалось за честь быть женой самого сильного и ловкого юноши. К девушке князь давал победителю богатое приданое и возможность служить в его дружине. После дневных игрищ славяне водили хороводы у костра и пели песни. Пиво и квас лились рекою. Драки между юношами за девушек только приветствовались. Таким образом во время игрищ юноши и девушки находили себе пару. Проведение игрищ между городищами и последующие знакомства юношей и девушек очень логично. Это противодействовало появлению кровосмесительных браков и тем самым слабого и больного потомства.
- Сватовство проходило по строгим правилам. Юноша засылал сватов к родителям любимой, которые очень привередливо относились к жениху и его благосостоянию. Было принято принимать сватов только с третьей попытки. Если же родители были непреклонны, юноша должен был выполнить все требования будущих тестя и тёщи. Иначе свадьба расстраивалась.
- Свадьба проходила с участием родни с обеих сторон. Обычно церемонию совершал волхв или ведун. Он просил великого Велеса отвлечься от божеских дел и принять участие в торжестве. При этом приносилась жертва в виде домашнего животного (обычно быка). Затем ведун обращался к Дажьбогу и просил покровительствовать и оберегать вновь заключённый семейный союз. Богатые роды старались пригласить на торжество самого князя, который в свою очередь должен преподнести дорогой подарок для невесты или место в дружине жениху. Воины князя получали очень высокое положение в иерархии древней Руси.
- Похоронный обряд сводился к следующему. Для умершего возводили помост из сухих брёвен и сучьев и обливали смолой. При возложении умершего на помост произносилась молитва к Перуну, чтобы он послал за душой покойного Симаргла для переправы на небеса. Затем тело сжигали, а прах и кости покойного помещали в небольшой сосуд, который засыпали землёй. Такие сосуды довольно часто попадаются археологам при раскопках курганов.

-

вверх